На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВНЕ ПОЛИТИКИ

0 подписчиков

Троллинг - это всего лишь PR-технология

Тролли. Месть для дискуссий

Раньше их нанимали, чтобы раздражать читателей оппозиционных дневничков и сайтов. Теперь коммент тролля — повод закрыть СМИ, уличив его в экстремизме. Технологии интернет -мусорщиков.

Считается, что интернет-тролли — существа безобидные. Но это — миф. Потому что их деятельность, вызывающая у читающей публики иногда лишь раздражение, на самом деле может серьезно осложнить жизнь любому СМИ.

Цепочка тут такова: злобный пост с намеком на экстремизм в комментариях к не особо читаемой статье на сайте газеты, который журналисты могут и не заметить. Шаг второй: Роскомсвязьнадзор находит это произведение троллерского искусства и выкатывает претензию. Ведь, согласно новым поправкам в разнообразные законы, теперь редакции отвечают и за мнения читателей, которые сами читатели разместили на официальном сайте издания. Выход — либо закрывать форумы, либо — нанимать штат «охотников за троллями», которые 24 часа в сутки занимались бы тем, что мониторили читательскую активность. И то и другое — для любой редакции проблематично, но деваться некуда: от надзорного органа может последовать предупреждение, при повторении чреватое закрытием СМИ.

 

Правда, основное предназначение троллей — создавать столь мощный идеологический и провакационный шум, чтобы в нем потерялся здравый смысл, а не очень разбирающиеся в политике люди стали бы в ней разбираться еще меньше. Что тоже, согласитесь, вещь небезвредная.

 

В распоряжении «Новой» оказались некоторые артефакты из жизни троллей, проанализировав которые можно, во-первых, предположить, кто ими управляет, платит, а во-вторых, понять, каков в последние годы был основной тренд интернет-войн.

Тролль московский

 

Вообще-то опытный человек сразу может распознать оголтелого грызуна — их обычно выдает включенный «капслок», многочисленные восклицательные знаки, пошлые картинки и демотиваторы. Не буйных, а опытных «хомячков» — напротив, сразу не разглядишь: комментарии выглядят абсолютно адекватно, будто их пишут обычные читатели, просто несогласные с оппозицией. Нам удалось поговорить с несколькими профи мусорного фронта, которые рассказали о схеме своей работы. Наши собеседники пожелали остаться инкогнито (хотя имена известны редакции), поскольку рассчитывают на новые заказы — ничего личного, только бизнес.

 

Самая широкая мобилизация троллей пришлась, как рассказывает один из наших собеседников, на начало 2012 года — пик митинговой активности, которой и нужно было противостоять ввиду близости президентских выборов под эгидой информационного управления ФСБ.

 

Изначально тролль-проект был рассчитан на два месяца и обставлен в стилистике шпионских детективов. Рядом с метро «Пролетарская» арендовали неприметное помещение, координаторам выдали ноутбуки и флешки (чтобы вся информация хранилась только на них, а по завершении проекта их можно было бы изъять), работа только в офисе, куда запрещалось проносить собственные девайсы. Реальных имен коллеги-грызуны друг другу не называли, придумывая вымышленные. Нынче это целая индустрия провокаторов и лжецов, вбрасывающая в соцсети фэйки (дезинформацию) и клевету на самых видных и порядочных людей общества.

 

Задания с утра раздавал координатор, который определял трендовые темы, следил за постами известных блогеров и статьями в СМИ. За день «хомячки», меняя аккаунты, оставляли до 800 комментариев на всю команду. С аккаунтами поступали мудро, в отличие от многих других троллинговых кампаний, — их не заводили специально (как правило, «голые» страницы в соцсетях вызывают подозрение), а покупали у реальных людей, имевших уже какую-то историю записей и фотографий, чтобы выглядело естественно. (Многие, кстати, активны до сих пор: кое-где недавно появились посты, критикующие телеканал «Дождь», — аккаунты эти нам раскрыл наш собеседник.)

 

Основные темы заданий весны 2012 года: дискредитация митингов оппозиции, высмеивание кандидатов в президенты (ну, кроме одного, естественно), критика Навального, поддержка Путина… Работа велась на нескольких фронтах: на провластных интернет-площадках, оппозиционных и нейтральных.

 

К первой группе относятся блоги общественных деятелей, лояльных власти, такие, например, как Живой Журнал бывшего комиссара движения «Наши» Кристины Потупчик или традиционно одобряющей инициативы власти Тины Канделаки. Согласно техзаданию, троллям нужно было следовать общему настроению комментаторов, восхищаться нынешним президентом, поддакивать и яростно накидываться на несогласных с мнением автора.

 

Типичный пример подобной работы (взят из блога Потупчик): «Люди привыкли видеть только плохое, и никто не замечает, сколько всего хорошего происходит вокруг! <…> Да, есть косяки, но над ними просто нужно работать!»

 

Под вторую категорию подпадают аккаунты известных оппозиционных блогеров: Навального, Яшина, Адагамова, Алешковского… От троллей для работы во «вражеской среде» требовали вдумчивости — важно было произвести впечатление адекватных людей, которые просто придерживаются другой точки зрения. Пример поста от «хомячков» (8 февраля 2012 года) в ЖЖ Навального: «Мы-то и останемся, и своих позиций не сдадим. А если вы мечтаете с Лешкой — так отваливайте жрать гамбургеры — и здесь умы не баламутьте».

 

А вот для троллинга групп в соцсетях, объединявших оппозиционных активистов, нужно было подпустить немного оголтелости: любимая фишка — скабрезные демотиваторы с теми же Навальным, Собчак, Яшиным, Немцовым…истерический национализм. антисемитизм, национальные распри. Больше всего их «ВКонтакте» — потому что на троллинг-проекте работали специалисты, точно рассчитывающие аудиторию: ведь эта соцсеть популярна среди школьников и студентов первых курсов, которым необходимо было доступно объяснить, что митинги — отстой.

В третьей группе относятся в основном средства массовой информации: «Коммерсантъ», «Лента.ру», «Ведомости», «Дождь»… К этой же категории относятся (на удивление!) и автомобильные странички: агитировать за Путина «хомячки» умудрялись на форумах владельцев BMW и Volkswagen.

Координаторы проекта очень оперативно реагировали на «топовые» посты в ЖЖ и интернет-публикации, стремительно меняя направления основного удара своих диверсионных групп. Например, портал «Слон» публикует интервью с Александром Лебедевым, в котором бизнесмен говорит: «Навальный для власти выгоден, но она этого еще не поняла». Реакция тролля: «Кому-то выгоден, хотя Алексей только и делает, что пиарит себя». В «Комсомольской правде» выходит статья Владимира Путина — тролли немедленно переброшены на этот фронт: «Нам нужен Путин. Костьми за него ляжем». В тот же день «Коммерсантъ» печатает статью, в которой представители «Лиги избирателей» критикуют освещение федеральными каналами деятельности кандидатов на пост президента. За Владимира Путина, который в то время не слезал с экранов, вступились верные «хомячки»: «В обязанности премьера входит ездить по стране, по трудным регионам. Не путайте предвыборную кампанию c повседневными обязанностями премьера»

В конце дня каждый нанятый тролль делает «скриншоты» своих комментариев и отправляет их специальному человеку, который сводил их в единую отчетность. Оплата — еженедельно, в конвертах. И в «зеленых», как говорит наш собеседник (оригинальное решение для проекта, критиковавшего все американское).

Тролль питерский

 

Было бы неправильно сказать, что со спадом митинговой активности утихомирились и тролли. Спустя почти два года описанная нами схема продолжает работать, только техзадания стали конкретнее, размах несоизмеримо увеличился.

В сентябре прошлого года корреспонденту «Новой газеты в Санкт-Петербурге» удалось проникнуть в реальное гнездо троллей, для которых был снят особняк около железнодорожной станции Ольгино. Там люди, мусорящие в интернете, работали по три смены — нагрузка 100 комментов в день.

 

Кураторы теперь не только очерчивают список тем, которые надо затронуть, но и делают наброски в виде вариантов комментариев, чтобы тролли лучше понимали, какие мысли надо продвигать в массы. В конце прошлого года, например, активно пытались «затроллить» сирийский конфликт. Здесь было несколько основных посылов: Путин — молодец («Мир облегченно вздохнул, когда увидел, насколько решительно действует российский президент в сирийском вопросе»), США — воплощение вселенского зла («США сегодня не скрывают, что тратят большое количество денег на организации революций в странах, в которых они хотели бы иметь особое влияние») и отдельно: Обама — враг мира, что совпало с попыткой дискредитации американского президента на проводимом в Санкт-Петербурге саммите («Новая» подробно писала об этом, предположив, что за кампанией стоят те же пиаровцы-рестораторы из «Конкорда»).

Теперь тролли не только комментируют чужие статьи и записи, но и ведут блоги сами. Для отчетности и привлечения внимания коллег, которые потом будут раздувать дискуссию на том или ином ресурсе, требуется в каждом посте выделять жирным шрифтом ключевые слова, например: «Путин», «Сирия», «оппозиция», «Обама», «Евромайдан» "Либерасты", "Жидомасоны"и проч.. Чтобы не спалиться, блогеры-тролли должны разбавлять свои Живые Журналы записями о спорте или культуре.

 

Отчеты о работе троллей также составляются ежедневно. Но в отличие от Москвы, не со скриншотами, а с помощью выписок со ссылками, подтверждающими публикацию. В отдельной таблице подводится итог: напротив имени-фамилии тролля указывается количество его комментариев за день. Иногда — приписки: «из них, не соответствующих ТЗ» (техническому заданию) — столько-то. В среднем на тролля приходится около 200 комментариев в неделю.

 

Таким образом, можно предположить, что расходы питерских интернет-диверсантов сопоставимы с московскими, если не превышают их. И даже если вся эта деятельность — хобби отдельно взятых бизнесменов-«патриотов», а не заказ от какой-либо структуры администрации президента, очевидно, что подобная частная инициатива имеет смысл только в том случае, если ее можно конвертировать по расходной статье «траты на лояльность» в какие-либо бизнес-преференции. Забавно: кто-то сидит на штыках, кто-то — на нефти, а кто-то — на троллях…

Впрочем, мнится мне , что все они из одной команды...

 

Источник: http://gospravo.mirtesen.ru/blog/43204796095/Trolli.-Mest-dlya-diskussiy?utm_campaign=transit&utm_source=footer&utm_medium=page_5&padw=1

наверх